Опыт работы воспитателя Андрющенко Натальи Валентиновны

19.01.2022

На

На фото воспитатель Н.В. Андрющенко

Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Они непосредственно связаны с процессом образования населения – его недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение к природе. Ведь еще Л.А. Сенека предупреждал: «Природа обыскивает нас при выходе, как при входе. Нельзя вынести больше, чем принес». Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. На современном этапе развития общества возрастает значимость формирования экологически ориентированной личности, что в свою очередь предполагает повышения уровня экологической культуры детей уже с дошкольного возраста.

Как начальное звено, экологическое воспитание дошкольников имеет важное социальное значение для всего общества: своевременно закладываются основы экологической культуры в человеческой личности, одновременно к этому процессу приобщается значительная часть взрослого населения страны – работники сферы дошкольного воспитания, родители детей, что безусловно, имеет значение для всеобщей экологизации сознания и мышления. 

У каждого ребенка существует тяга к восприятию новой информации. Даже любопытство тоже основано на стремлении познать. Следовательно, передача экологических знаний – это начальный этап в процедуре выработки правильного отношения к окружающему миру. И их трансформация осуществляется в результате использования мною личностно – ориентированных методов работы с детьми.

Тема моей работы – «Экологическое воспитание дошкольников». Цель работы — сформировать у детей целостный взгляд на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде, к своему здоровью, к здоровью окружающих.

В своей работе и при составлении перспективного плана использую программы: «Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред. М.А. Васильевой, 2010г),  методические пособия: «Наш дом – природа» (Н.А. Рыжовой), «Добро пожаловать в экологию» (О.А. Воронкевич), «Листок на ладони» (В.А. Степановой), «Детское экспериментирование» (Н.Н. Совгир), «Мы. Азбука природы» (Н.Н. Кондратьевой), «Методика экологического воспитания дошкольников» (С.Н. Николаевой).

     В моей работе по экологическому воспитанию дошкольников содержание экологических знаний охватывает следующий круг вопросов:

1. Связь растительных и животных организмов со средой обитания.  То есть ознакомление с конкретными примерами жизни растений и животных, их связи с определенной средой обитания и полной зависимости от нее позволяет сформировать у дошкольника первоначальные представления экологического характера; дети усваивают, что механизмом связи является  приспособленность строения и функционирования различных органов, контактирующих с внешней средой. Выращивая отдельные экземпляры растений и животных, дети познают различный характер их потребностей во внешних компонентах среды на разных стадиях роста и развития. Важным аспектом при этом является рассмотрение труда людей как средообразующего фактора.

2. Многообразие живых организмов, их экологическое единство; сообщества живых организмов.

Второй вопрос знакомит детей с группой живых организмов – формирует первоначальные представления о некоторых экосистемах, пищевых зависимостях, которые существуют в них, а также вносит понимание единства и многообразия форм живой природы, дает представление о группах сходных растений и животных, проживающих в одинаковых условиях.

3. Человек как живое существо; среда его обитания, обеспечивающая здоровье и нормальную жизнедеятельность.

Третья позиция берет начало в экологии человека, она позволяет дать первоначальные представления о биологических потребностях человека, которые могут быть удовлетворены лишь в нормальной жизненной среде. У детей закладывается понимание самоценности здоровья и первые навыки здорового образа жизни.

4. Использование природных ресурсов в хозяйственной деятельности человека, загрязнение окружающей среды, охрана и восстановление природных богатств.

Данный вопрос знакомит детей с элементами социальной экологии, позволяющей продемонстрировать на некоторых примерах использование в хозяйственной деятельности природных ресурсов. Ознакомление с этими явлениями позволяет выработать у детей экономное и бережное отношение к природе, ее богатствам.

Задачами, которые я решаю в своей работе, являются:

-знакомство детей с содержательно-упорядоченными представлениями о мире;

-упорядочивание накопленных и полученных представлений о мире;

-формирование позитивного отношения к миру, включающего бережное, созидательное и познавательное отношения;

-развитие, поддержка и поощрение активности, инициативности и самостоятельности в поисковой деятельности;

-содействие накоплению и обогащению эмоционально-чувственного опыта.

В процессе экологического воспитания дошкольников использую следующие виды деятельности:

-практическая деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада;

-наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

-экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдением, высказываниями;

-сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

-общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира, комплексные действия, включающие уход, наблюдения, суждения;

-детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

-речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями, уточнениями представлений о природе с помощью слова;

-просмотр книг, картин, презентаций экологического содержания, способствующих получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

Созданные условия предметно-развивающей среды в группе и на участке (веранде) способствуют решению детьми элементов проблемных ситуаций, где новые знания преподношу не в готовом виде, а путем деятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. 

Предметно-развивающая среда, созданная в группе и на участке (веранде) способствует усвоению экологических знаний, состоит из:

  • «Лаборатории» для проведения элементарных опытов и экспериментов (стаканчики, трубочки, тарелочки, колбы, барометр, термометры, песочные часы, бумага для фильтрования, губки, тонущие и не тонущие предметы,  безмены, магниты, гирьки, аптекарские весы,  тонущие и не тонущие предметы, воздушные шары, гирьки и т.д.) Для рассматривания различных объектов проводится работа с лупой, микроскопом. Полученные представления в экологии, конкретизируются и закрепляются посредством опытов и собственной практической деятельностью (на огороде, при пересадке растений, рассматривании почвы и т.д.).
  • «Зоны игр с водой и песком», «Зоны живой и неживой природы» (коллекции камней, минералов, ракушек, семян, растений, перьев, сухих листьев, коряг, комнатные растения,  аквариумы с рыбами и водными черепашками, клетка с попугаями, клетка с кроликом, корзина с морскими свинками, ящики с видами почв, растениями, экологические тетради, в которых дети отмечают результаты наблюдений, опытов). Создание спектра возможностей для поиска, моделирования и экспериментирования различными материалами, способствует развитию любознательности, исследовательского интереса и творческих способностей.
  • «Зоны дидактических материалов» (д/и «Растительный мир Краснодарского края», «Животный мир Краснодарского края», «Собери карту края», «Найди исчезающие виды», «Живая — неживая», «Материки», «Угадай правило»,  «Чьё гнездо?»,  «Пищевые цепочки», «Тонет – не тонет», альбомы с фотографиями животных и растений, населяющих  разные климатические районы мира, атрибуты к играм с экологическим содержанием, познавательная литература, наборы открыток, схемы: «Строение насекомого (цветка, дерева, рыбы), «Времена года», «Опыты» и т.д.).

Совместно со специалистами Туапсинского эколого-биологического центра изготовила карту-схему территории ДОУ, разработала маршрут экологической тропы. Оформила паспорт экологической тропы, где описала ее местонахождение, указала основные задачи, дала краткое описание маршрута.  Провела конкурс работ из природного материала среди родителей и воспитанников ДОУ «Выберем хозяина тропинки».

В ДОУ создала «Зимний сад», «Дом птиц», «Музей дерева» (спилы деревьев, растущих в лесах края), «Выставку лекарственных растений», оформила «Стену творчества» (выставки детских рисунков на экологические темы «Любимый Краснодарский край!», «Эти растения надо сберечь» и т.д.), «Стену обитателей лесов, морей и рек Краснодарского края», «Уголок обитателей Черного моря».

Создала план проведения экскурсий и целевых прогулок с целью экологического  воспитания дошкольников с учетом регионального компонента, разработала конспекты занятий их проведения (в городской парк, в Краеведческий музей им. Полетаева, в музей им. Киселева, на городскую набережную, на центральный городской пляж и пляж Приморье, на Анастасиевские поляны, к реке Туапсе). В результате проводимой работы дети учатся чувствовать единство с природой, у них развивается чувство ответственности за свои действия, влияющие на состояние природы.

Для расширения кругозора детей, для уточнения конкретизациипоступающих и имеющихся знаний, для активизации собственных познавательно-экологических интересов была создана «Полочка умных книг». В старшем дошкольном возрасте начинается серьезная работа по приобщению детей к познавательной литературе, необходимо раскрыть детям познавательную литературу, в частности по вопросам экологии, как источник информации, помогающий людям получать необходимые знания. Полочка постепенно пополняется вместе с детьми и их родителями новыми книгами, наборами открыток, альбомами с фотографиями животных и растений, населяющих разные климатические районы мира.  

Цель игротеки – активизировать благодаря разнообразному содержанию материала, самостоятельную познавательную активность детей, закреплять, конкретизировать и расширять имеющиеся и получаемые детьми знания об экологии.  Экологическая игротека группы динамична. Она отражает сезонные изменения в природе, дети знакомятся с погодой и ее особенностями, явлениями неживой природы. Здесь происходят различные виды активности детей, созданы условия для наблюдений и уходом. 

Экологическая игротека частично дублируется и на веранде. Особое удовольствие дети получают от собственного огорода, где сами сажают овощные культуры, зелень, землянику, ухаживают за ними и с радостью собирают урожай, как овощей, так и фруктов.

Считаю, что одним из средств повышения качества экологического образования является использование информационно-коммуникационных технологий. Поэтому в группе существует мультимедийная доска, с помощью которой детей знакомят с презентациями на экологические темы («Красная книга первоцветов», «Подводный мир Черного моря», «Домашние животные и их жилища и т.д.). Презентации активно вовлекают детей в процесс познания, обогащают представления об окружающем мире, повышают уровень познавательной активности и самостоятельности мышления.

Все созданные зоны помогают детям правильно манипулировать своими представлениями о конкретных животных и растениях, стимулируют познавательную активность, появляется желание больше узнать.

При создании предметно-развивающей среды,  учитывала право на свободу выбора каждого ребенка в любой деятельности. Для этого в центрах активности периодически обновляю дидактический материал и оборудование. В результате проводимой работы дети учатся чувствовать единство с природой, у них развивается чувство  ответственности за свои действия, влияющие на  состояние природы, развивается словесно-логическое и образное мышление, дети в состоянии осмыслить накапливаемый опыт, развивается умение анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира.

Общение с природой делает человека лучше. Что привлекает человека в природе? Необыкновенная палитра красок и оттенков, разнообразие форм, линий, их сочетание, разнообразие красок… Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, педагоги должны, прежде всего, помочь им научиться в раннем детстве испытывать восторг, восхищаясь природой. Из этого складываются любовь к жизни и духовное здоровье.

Экологические проблемы, связанные с разрушительной деятельностью человека, являются следствием не только каких-то механических действий (засорение, уничтожение), но, прежде всего, следствием разрушительного мышления. Качество мыслей есть нравственное начало человека. То, как человек поступает, есть лишь следствие его мыслей, то есть его мировоззрения, мировосприятия, миропонимания. Поэтому истинная экология должна в первую очередь уделять внимание образу мышления человека, его мировоззрению, его культуре. Если человек чувствует и понимает свою взаимосвязь с миром, свою ответственность, то его можно назвать Экологическим Человеком. Все начинается с детства, и все в детстве закладывается, поэтому свою задачу вижу в том, чтобы приложить все силы к формированию нового поколения, воспитанию Экологического Человека. Жизнь человека немыслима без сохранения природы, и для этого педагоги должны приступить к воспитанию основ экологического сознания, основ истиной культуры в детях.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.