Опыт работы воспитателя Карагозян Риммы Ашотовны

19.01.2022

Нравственно-патриотичексое воспитание дошкольников

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Цели:

•Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу.

•Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому.

•Воспитание уважения к труду. 

•Развитие интереса к русским традициям и промыслам, к традициям народов, проживающих на территории края.

•Формирование элементарных знаний о правах человека.

•Расширение представлений о городах  России.

•Знакомство детей с символами государства, с символикой Краснодарского края, г. Туапсе и Туапсинского района.

•Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны.

•Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам.

Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию:

Семья – ДОУ – родная улица – родной город – страна – столица – символика – права и обязанности.

Родной город:

•История.

•Традиции. 

•Достопримечательности. 

•Памятники. 

•Люди. 

Задачи: 

1.Формировать любовь к родному городу, Родине,  интерес к его прошлому и настоящему.

2.Воспитывать чувство гордости за жителей города и страны, ответственность за все, что происходит в  городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам.

3.Развивать эмоционально-ценностное отношение к  городу и Родине.

4.Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых  отражена история, культура, природа и быт людей.

Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

•повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); 

•везде соблюдаются трудовые и боевые традиции; 

•проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях;

•повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; 

•люди берегут и охраняют природу; 

•всех российских людей объединяет любовь к своей стране. 

Основные принципы работы:

1.«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний).

2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса. 

3.Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

4.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

5.Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы).

6.Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному.

7.Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания).

Организация работы:

•Подготовка педагогического коллектива. 

•Работа с детьми.

•Работа с родителями.

•Подготовка педагогического коллектива. 

•Взаимодействие с социумом. 

Методическая работа:

•Консультации.

•Семинары.

•Педагогические советы.

•Самообразование.

•Курсы повышения квалификации.

Работа с детьми:

•Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о Родине на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений).

•Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры).

•Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание).

Формы работы с детьми:

•Кружковая работа. 

•Праздники, развлечения. 

•Самостоятельная деятельность. 

•Экскурсии.

•Трудовая деятельность.

•Организованные виды деятельности.

•Смотры-конкурсы, выставки. 

•Игры.

Методы и приемы работы:

•Целевые прогулки и экскурсии.

•Наблюдения.

•Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей.

•Беседы о родном городе и Родине. 

•Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений.

•Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений.

•Ознакомление с произведениями народного творчества. 

•Обогащение и стимулирование детского творчества.

•Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду.

Учитывая всё это, Римма Ашотовна разработала: план-программа «Юный Туапсинец», перспективные планы образовательных видов деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней, старшей и подготовительной группах.

Задачи, поставленные в данном проекте:

•Ознакомление с историей возникновения и развития города Туапсе и Туапсинского района.

•Ознакомление с флорой и фауной Туапсинского района.

•Ознакомление с народами, проживающими на территории Туапсинского района.

В рамках реализации поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию педагогом были разработаны конспекты занятий:  «Знай и люби свой город», «Мой родной город», «Праздник дружбы», «Море и его богатства», «Этот день Победы», «Наша Армия родная», «Приобщение к региональным ценностям». Воспитатель проводит беседы с детьми об истории г. Туапсе, рассказывает легенды Туапсинского района, о его растительном и животном мире,          организовывает экскурсии в музеи, к памятникам нашего города.

         Римма Ашотовна проводит праздники, посвященные 23 февраля, 8 марта, Дню Матери, Масленице, 12 апреля, 9 мая, «Кубанские посиделки». Педагог к участию активно привлекает родителей воспитанников.

Работа с родителями:

•Анкетирование. 

•Выставки, конкурсы.

•Наглядные виды работы. 

•Экскурсии.

•Консультации.

•Беседы.

•Родительские собрания.

•Проведение совместных праздников и досугов.

Развивающая среда:

•Уголки родного края.

•Макеты. 

•Развивающие игры.

•Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.

•Фотоальбомы, иллюстрации.

•Художественная  и познавательная литература.

•Мини-музей.

Взаимодействие с социумом:

•Музей обороны г. Туапсе.

•Историко-краеведческий музей. 

•Дом музей им. А.А. Киселёва.

•Детская городская библиотека им А. Гайдара. 

•Детская школа искусств. 

•Городской совет ветеранов войны и труда.

•Общеобразовательные учреждения города. 

Компоненты патриотического воспитания:

Содержательный

представления ребенка об: 

•окружающем мире;

•культуре народа, его традициях, народном творчестве;

•природе родного края и страны и деятельности человека в природе;

•истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках;

•символике родного города и страны (герб, гимн, флаг).

Эмоционально-побудительный

эмоционально-положительные  чувства ребенка  к окружающему миру:

•Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому.

•Интерес к жизни родного города и страны.

•Гордость за достижения своей страны.

•Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому.

•Восхищение народным творчеством.

•Любовь к родной природе, к родному языку.

•Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде.

Деятельностный

отражение отношения к миру в деятельности:

•Труд.

•Игра.

•Продуктивная деятельность.

•Музыкальная деятельность.

•Познавательная деятельность.

«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания».                                                                                        К.Д. Ушинский      

Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране. 

Формирование патриотических чувств:

2 младшая группа: 

•Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров.

•Побуждать детей рассказывать о том, где  они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).

Средняя группа:

•Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.

•Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.

•Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).

Старшая группа:

•Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.

•Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная

•многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.

Подготовительная группа:

•Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.

•Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.

•Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.

•Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.

•Продолжать расширять знания о государственных праздниках. 

•Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.