Опыт работы воспитателя Карагозян Риммы Ашотовны
19.01.2022
Нравственно-патриотичексое воспитание дошкольников
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Цели: •Воспитание у ребёнка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу. •Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому. •Воспитание уважения к труду. •Развитие интереса к русским традициям и промыслам, к традициям народов, проживающих на территории края. •Формирование элементарных знаний о правах человека. •Расширение представлений о городах России. •Знакомство детей с символами государства, с символикой Краснодарского края, г. Туапсе и Туапсинского района. •Развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны. •Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам. Система работы по нравственно-патриотическому воспитанию: Семья – ДОУ – родная улица – родной город – страна – столица – символика – права и обязанности. Родной город: •История. •Традиции. •Достопримечательности. •Памятники. •Люди. Задачи: 1.Формировать любовь к родному городу, Родине, интерес к его прошлому и настоящему. 2.Воспитывать чувство гордости за жителей города и страны, ответственность за все, что происходит в городе и стране, сопричастность к этому, уважение к своим землякам. 3.Развивать эмоционально-ценностное отношение к городу и Родине. 4.Формировать интерес к произведениям писателей, композиторов, художников, в работах которых отражена история, культура, природа и быт людей. Воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего: •повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.); •везде соблюдаются трудовые и боевые традиции; •проявляют заботу о благосостоянии народа, о детях; •повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; •люди берегут и охраняют природу; •всех российских людей объединяет любовь к своей стране. Основные принципы работы: 1.«Позитивный центризм» (отбор наиболее актуальных для ребёнка этого возраста знаний). 2.Непрерывность и преемственность педагогического процесса. 3.Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок. 4.Развивающий характер обучения, основанный на детской активности. 5.Принцип маятника (изучая историю своей улицы, дети связывают её с историей своего района, города, и наоборот, знакомясь с другими городами, они возвращаются к истории своего района и улицы). 6.Систематическое изложение материала идёт от близкого и понятного к более сложному. 7.Принцип спирали (когда дети, возвращаясь к тем или иным вопросам, событиям, фактам из года в год, углубляют свои познания). Организация работы: •Подготовка педагогического коллектива. •Работа с детьми. •Работа с родителями. •Подготовка педагогического коллектива. •Взаимодействие с социумом. Методическая работа: •Консультации. •Семинары. •Педагогические советы. •Самообразование. •Курсы повышения квалификации. Работа с детьми: •Образовательная деятельность, имеющая цель дать детям конкретные представления о Родине на основе непосредственного восприятия (наблюдения, экскурсии, целевые прогулки) или опосредованно (рассказы воспитателя, чтение художественных произведений). •Образовательная деятельность, способствующая, углублению и систематизации знаний детей (беседы, дидактические игры). •Образовательная деятельность, во время которой дети используют полученные знания и выражают свое отношение к явлениям общественной жизни (изобразительная деятельность, творческое рассказывание). Формы работы с детьми: •Кружковая работа. •Праздники, развлечения. •Самостоятельная деятельность. •Экскурсии. •Трудовая деятельность. •Организованные виды деятельности. •Смотры-конкурсы, выставки. •Игры. Методы и приемы работы: •Целевые прогулки и экскурсии. •Наблюдения. •Объяснения воспитателя в сочетании с показом и наблюдениями детей. •Беседы о родном городе и Родине. •Разучивание песен и стихов о Родине, пословиц, поговорок, чтение сказок, прослушивание музыкальных произведений. •Использование иллюстраций, диафильмов, детских произведений. •Ознакомление с произведениями народного творчества. •Обогащение и стимулирование детского творчества. •Привлечение детей к посильному общественно-полезному труду. Учитывая всё это, Римма Ашотовна разработала: план-программа «Юный Туапсинец», перспективные планы образовательных видов деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию для детей средней, старшей и подготовительной группах. Задачи, поставленные в данном проекте: •Ознакомление с историей возникновения и развития города Туапсе и Туапсинского района. •Ознакомление с флорой и фауной Туапсинского района. •Ознакомление с народами, проживающими на территории Туапсинского района. В рамках реализации поставленных задач по нравственно-патриотическому воспитанию педагогом были разработаны конспекты занятий: «Знай и люби свой город», «Мой родной город», «Праздник дружбы», «Море и его богатства», «Этот день Победы», «Наша Армия родная», «Приобщение к региональным ценностям». Воспитатель проводит беседы с детьми об истории г. Туапсе, рассказывает легенды Туапсинского района, о его растительном и животном мире, организовывает экскурсии в музеи, к памятникам нашего города. Римма Ашотовна проводит праздники, посвященные 23 февраля, 8 марта, Дню Матери, Масленице, 12 апреля, 9 мая, «Кубанские посиделки». Педагог к участию активно привлекает родителей воспитанников. Работа с родителями: •Анкетирование. •Выставки, конкурсы. •Наглядные виды работы. •Экскурсии. •Консультации. •Беседы. •Родительские собрания. •Проведение совместных праздников и досугов. Развивающая среда: •Уголки родного края. •Макеты. •Развивающие игры. •Атрибуты к сюжетно-ролевым играм. •Фотоальбомы, иллюстрации. •Художественная и познавательная литература. •Мини-музей. Взаимодействие с социумом: •Музей обороны г. Туапсе. •Историко-краеведческий музей. •Дом музей им. А.А. Киселёва. •Детская городская библиотека им А. Гайдара. •Детская школа искусств. •Городской совет ветеранов войны и труда. •Общеобразовательные учреждения города. Компоненты патриотического воспитания: Содержательный представления ребенка об: •окружающем мире; •культуре народа, его традициях, народном творчестве; •природе родного края и страны и деятельности человека в природе; •истории страны, отраженной в названиях улиц, памятниках; •символике родного города и страны (герб, гимн, флаг). Эмоционально-побудительный эмоционально-положительные чувства ребенка к окружающему миру: •Любовь и чувство привязанности к родной семье и дому. •Интерес к жизни родного города и страны. •Гордость за достижения своей страны. •Уважение к культуре и традициям народа, к историческому прошлому. •Восхищение народным творчеством. •Любовь к родной природе, к родному языку. •Уважение к человеку-труженику и желание принимать посильное участие в труде. Деятельностный отражение отношения к миру в деятельности: •Труд. •Игра. •Продуктивная деятельность. •Музыкальная деятельность. •Познавательная деятельность.
«В воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он ни был придуман, не может заменить личности в деле воспитания». К.Д. Ушинский
Эти слова в полной мере относятся к воспитанию интереса и любви к родному городу и родной стране.
Формирование патриотических чувств:
2 младшая группа:
•Дать первые представления о родной стране (название родного города, поселка). Знакомить с родной культурой, с изделиями (игрушками) народных мастеров.
•Побуждать детей рассказывать о том, где они гуляли в выходные дни (в парке, сквере, детском городке).
Средняя группа:
•Продолжать воспитывать любовь к родному краю; рассказывать детям о самых красивых местах родного города (поселка), его достопримечательностях.
•Дать детям доступные их пониманию представления о государственных праздниках.
•Рассказывать детям о Российской армии, о воинах, которые охраняют нашу Родину (пограничники, моряки, летчики).
Старшая группа:
•Расширять представления детей о родной стране, о государственных праздниках. Продолжать формировать интерес к «малой Родине». Рассказывать детям о достопримечательностях, культуре, традициях родного края; о замечательных людях, прославивших свой край.
•Формировать представление о том, что Российская Федерация (Россия) — огромная
•многонациональная страна. Рассказать детям о том, что Москва — главный город, столица нашей Родины. Познакомить с флагом и гербом России, мелодией гимна.
Подготовительная группа:
•Расширять представления о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети.
•Углублять и уточнять представления о Родине — России. Поддерживать интерес детей к событиям, происходящим в стране, воспитывать чувство гордости за ее достижения.
•Закреплять знания о флаге, гербе и гимне России.
•Расширять представления о Москве — главном городе, столице России.
•Продолжать расширять знания о государственных праздниках.
•Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям.